Днем рождения конструкторской службы считается 2 февраля 1942 года: именно тогда на предприятии был организован конструкторско-экспериментальный отдел (КЭО). Gодразделение принимало участие в модернизации автомобилей «ЗиС-5» и освоении производства газогенераторных автомобилей «ЗиС-21А». Обширная линейка грузовой автотехники, разработанная сотрудниками отдела, не только прошла испытания сложными отечественными дорожными и климатическими условиями, но и с честью показала себя практически на всех континентах. На сегодняшний день в Центре компетенций испытаний и прототипирования, Инженерном центре работают около трехсот высококвалифцированных специалистов.
В течение восьми десятилетий славного трудового пути конструкторской службой решены глобальные задачи, реализованы масштабные проекты, ставшие основными вехами и этапами развития уральского автопредприятия. Это подготовка всей документации, отработка конструкции, обеспечившие выпуск в 1961 году новых полноприводных автомобилей «Урал-375», создание автомобиля многоцелевого назначения «Урал-4320» с дизельным двигателем, автомобиля сельскохозяйственного назначения «Урал-5557», унифицированного семейства автомобилей с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8, семейства грузовиков многоцелевого назначения с силовыми агрегатами ЯМЗ, вахтового автобуса и его модификаций.
В начале 2000-х – разработаны модификации бронированных автомобилей для силовых ведомств; создание принципиально нового для предприятия семейства дорожных автомобилей, выпуск которых стартовал с 2005 года.
В период 2009-2011 гг. – создан автомобиль «УРАЛ-4320-58/59» с кабиной капотного исполнения нового облика, бескапотные модификации автомобилей типа 4х4 и 6х6, автомобиль повышенной грузоподъемности «Урал-6370» (6х6); разработана и испытана платформа нового поколения – автомобили с бронированной защитой и высоким уровнем подвижности и маневренности.
2012 г. – организована работа по созданию автомобилей, работающих на газовом топливе.
2018 г. – выпущена в серийном производстве первая партия автомобилей «Урал-6370» с газовыми двигателями.
2013-2017 гг. – проведена работа по выполнению требований Евро-4, и подготовке к переходу на Евро-5.
В конце 2017 г. в рамках диверсификации линейки автомобилей «Урал» начался новый виток работы конструкторов по неполноприводным автомобилям. Опытные образцы капотного самосвала «Урал-73945» (6х4) полной массой 27500 кг и седельного тягача Урал – «7470» (6х4) полной массой автопоезда 62 000 кг. увидели свет в 2018 г. В 2019 г. с конвейера сошла первая партия в количестве 100 таких автомобилей и их шасси.
Последние пять лет отмечены созданием новых семейств автомобилей, позволивших расширить рынки сбыта и создать задел для предприятия на ближайшее десятилетие.
С 2019 года, с созданием Объединенной машиностроительной группы и вхождением в ее состав автозавода «УРАЛ», конструкторские службы были преобразованы в Инженерный центр под управлением директора ИЦ Сергея Иванова.
В настоящее время в стенах Инженерного центра ведется разработка линейки современных мостов для всей гаммы существующей и перспективной техники. Автозавод «УРАЛ» строит амбициозные планы на будущее, в том числе по расширению линейки выпускаемых автомобилей и компонентов, в связи с этим труд конструкторов чрезвычайно востребован на предприятии.